вторник, 31 марта 2015 г.

У кого ничего нет, тот ничего не потеряет


Автор: Виталий Пичугин  Источник: http://www.nlplife.ru/ 

Говорят, что человеку на Земле не принадлежит ничего, что можно потерять. 
Всё имущество дано в пользование и на время. 

Украсть ничего нельзя, можно только переместить в пределах планеты Земля. 
Масаи в Кении никогда ничего не крадут, просто перемещают скот по Африке в нужном направлении, от соседних племён к себе. 

Сенека в письмах своему племяннику утверждает: «Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше». 
Да и время не совсем наше, течёт себе, мы его задержать не можем. Что не можешь удержать – не твоё. 

Эпиктет тоже советует не считать имущество своим: «Теряют ведь то, что имеют. «Я потерял свой плащ». Плащ ведь ты имел. «У меня болит голова». 
Разве у тебя рога болят? Так что же ты возмущаешься? Ведь потери относятся к тому, страдания относятся к тому, к чему относится и имущество». Смысл сказанного – не считай имущество своим. 

Марк Аврелий говорит, что прошлое потерять нельзя, его уже нет, будущее потерять невозможно, его ещё нет, потерять можно только настоящее:  
«Прошлое и будущее терять нельзя, потому что нельзя ни у кого отнять то, чего у него нет. Ибо настоящее — единственное, чего они могут лишиться, раз это и только это, имеют, а чего не имеешь, то нельзя потерять». 
Но настоящее – это миг, который моментально становится прошлым. 

Конечно, мудрецы неправы. Конституция  и Гражданский кодекс успокаивают меня – имущество есть, и право на него я имею, а Уголовный кодекс грозит наказать всех, кто покусится на моё имущество. 
Время у меня есть, да, бежит быстро, но если бежит, значит, есть пока чему бежать. И прошлое у меня есть, в памяти, фотографиях, видеозаписи, моих представлениях о том, что было.  
Надеюсь, и будущее тоже ожидаемо нагрянет. Пусть всё это дано мне в пользование.  Хорошо, пока живу, с удовольствием буду пользоваться, отнимать не дам. 

Есть одно «но». 

Но мудрецы правы. Такая диалектика. Они правы в том, что напоминать себе о временности существования полезно, чтобы знать – всё проходит, что дано, может быть отнято, неважно как: случайно, намеренно, по ошибке. 
Быть готовым потерять имущество и не выброситься из окна, как несчастные миллиардеры,  ставшие миллионерами. Для них потеря денег – потеря жизни. 

Время есть, но лучше его просто так не тратить. В детстве кажется, что время безгранично и тянется очень долго, в зрелом возрасте приходит понимание – время летит быстро, и его с каждым годом становится всё меньше. 
Сказать об этом детям – не поверят. Так и люди не верят мудрецам, чего они там придумали. 

А если поверить, хотя бы, чтобы задуматься. В воспитательных целях. Можно гордиться – меня воспитывал не только родители, а еще великие Сенека с Аврелием и другие достойные мудрецы. 
Может быть, полезно для мотивации себя, читать каждый день того же Сенеку по пять минут. 
– Тук-тук .
– Кто там? 
– Это мотивация, я на пять минут.

У человека есть всё, но если понимать, что всё на время, и только в пользование, то и пользование будет эффективным, и время не в пустую, и потери – не беда. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий