пятница, 14 ноября 2014 г.

Чьи игрушки?

Автор: Виталий Пичугин  Источник: http://www.nlplife.ru/ 

Есть мнение, что у ребёнка должно быть своё имущество.
Все купленные родителями игрушки являются собственностью ребёнка, он должен ими распоряжаться, играть, убирать, не ломать.
Предполагается, что осознание наличия собственности приводит детей к ответственности за своё имущество.

У ребёнка понимание, что игрушка моя, в среднем, формируется в два-три года, а лет в семь дети настаивают: это мой планшет, мой велосипед, мой компьютер, далее может следовать вывод – когда хочу, тогда и играю.

•    Логика в этом есть, всё своё использую, как хочу.

Поэтому вместо уроков – компьютерные игры, вместо помощи родителям –катание на велосипеде (самокате), ну так ребёнку хочется, поскольку слово «надо» – это у взрослых, у детей главное слово «хочу».
Надо учить уроки, но хочется играть в компьютерные игры, тут как раз и помогает осознание, если компьютер мой, то чего вы родители лезете со своими советами, когда мне пользоваться моим имуществом?

С другой стороны, например, при поломке компьютера, ребёнок объективно понимает, что сам вопрос с ремонтом не решит, нужны деньги, поэтому за ремонт отвечают родители.

Основным способом воспитательного воздействия родителей на ребёнка становится лишение имущества или права распоряжения имуществом, которое, якобы, принадлежит ребёнку.
Раздаются громкие угрозы: не будешь учить уроки – отберу компьютер (планшет, телефон, велосипед, и т.п.).

Как же так? Где гуманность и справедливость? Лишать права распоряжения имуществом может только суд! Ну, сейчас дети продвинутые, могут и так заявить.
Кстати, в некоторых странах с развитой ювенальной юстицией, лишение права играть в компьютерные игры является основанием для изъятия детей из семьи и привлечения родителей к ответственности за негуманные воспитательные меры.

Чтобы не воевать со своими детьми и не лишать их имущества, думаю, надо понять следующее.

1.    Никакого имущества у ребёнка нет. Игрушки ему не принадлежат.
2.    У ребёнка редко, практически никогда, не возникает ответственности за, якобы, принадлежащее ему имущество.
3.    Всё, что куплено детям, принадлежит родителям. Ребёнок использует вещи на тех условиях и так, как сформулируют родители, а любое имущество получает, как ответственный пользователь.
4.    Если ребёнок нарушает установленные правила пользования игрушками и вещами, то родители вещи легко забирают, ведь они принадлежат им.
После чего опять можно договариваться, на каких условиях ребёнок имеет право получить игрушки (вещи) назад.

Если эти простые правила ребёнок усвоит с детства, то у него не будет никаких претензий родителям: а чего это вы мне указываете, когда пользоваться своим компьютером и сколько играть.

Всё имущество принадлежит родителям, а не детям. Кто является собственником, тот и определяет, кому, как и сколько пользоваться имуществом.

Во-первых, такая позиция правильна с точки зрения права.
Родители полностью несут ответственность за своих несовершеннолетних детей, обязаны их содержать, давать всё необходимое для здоровой жизни и развития, необходимое – не значит лишнее.
Не ребёнок определяет, сколько и во что ему играть и как себя развлекать, если его желания противоречат воспитательным целям родителей.

Во-вторых,  ребёнок будет понимать, что не он в семье главный. Главный тот, у кого игрушки, вещи, развлечения, понимание и любовь – это родители, поэтому с ними надо договариваться, меньше капризничать, больше слушаться.
Родители заботливые и ответственные, их надо уважать и соблюдать установленные правила, тогда проблем с вещами не будет.

Важное замечание. Принцип – родители главные, у ребёнка имущества нет – является хорошим инструментом воспитания в умелых руках, который прекрасно работает на фоне любви к детям и желании воспитать их достойными людьми.
Этот принцип эффективные воспитатели применяют не для себя, им что, детские игрушки нужны? Важно, чтобы ребёнок понял, что играть и развлекаться можно только при определённых условиях, которые формулируют заботливые родители, начиная с простых правил – убирать за собой, специально ничего не ломать. По мере взросления, условия будут усложняться, например, сначала дело – потом игры. Это главная цель принципа – у детей своих игрушек нет.