вторник, 9 июня 2015 г.

Десять причин не читаемости статей

Автор: Виталий Пичугин  Источник: http://www.nlplife.ru/ 

Иногда автор трудится, но статью читать тяжело: скучно, непонятно, спорно. Почему так происходит?  

Часто автор не хочет думать сам, а просто переписывает своими словами чужие статьи и книги. Получается плохо. Мало кому интересно новое описание устройства колеса. 
Конечно, бывают таланты, которые за счёт остроумия умудряются переписать чужие мысли по-новому, но таковых немного. Посмотрите, для примера, творения про «панические атаки» и «зачем нужен психолог». 
Перед этим поиграйте в экстрасенса, угадайте содержание статей, не читая их. Допускаю, что на 90% вы знаете, что там будет написано. 

Кто-то просто копирует текст или часть текста, скромно умалчивая, что автор другой человек.  
Поступая так, мнимый автор расписывается в своей бестолковости и непорядочности, значит своих мыслей и слов нет совсем.

Если исключить плохое изложение чужих мыслей и откровенный плагиат, то останется огромное количество статей, которые можно (и нужно) делать интересными и легко читаемыми.

Тут есть исключение. Например, научные статьи, направленные на определённую (узкую) аудиторию. 
Такие статьи пишутся по специальным правилам, там специфическая терминология, ссылки на собственные исследования, выдержки (тезисы, исследования) других авторов. 
Обычному человеку (не специалисту) читать без подготовки научные термины непросто, да и не очень надо. 

По статистике, примерно, 60-70% процентов статей закрывают, не дочитывая и двух-трёх предложений. 
Каковы причины, и как улучшить читаемость статей? 

1.    Неудачное оформление. Сюда входит: отсутствие введения, основной части, заключения. 
Большой минус - это сплошной текст без разделения на пункты, абзацы, тезисы, и т.п. 
Плохо смотрится слишком мелкий шрифт или печать целых предложений заглавными буквами. 
Выход прост и очевиден, надо позаботиться о читателях, как в ресторане: блюда приносят раздельно и по очереди, можно всё свалить в одну тарелку, но клиенты встанут и уйдут. 
Так же и читатели, разделяйте текст, выделяйте главное, соблюдайте порядок изложения. Это уже намного увеличит читаемость статей. 

2.    Бесполезность статьи. Польза – понятие субъективное, зависит от множества причин, в первую очередь, от самого читателя. 
С другой стороны, статья, где изложена причина гибели долгоносика на севере Бразилии в 1586 году, менее полезна (или совсем бесполезна) для большинства людей, чем статья о заработке или отношениях. 
Ориентируйтесь на темы, интересные большинству людей, или на интересы сообщества, где будет размещена статья. В народе это называют – целевая аудитория.  

3.    Невнятный заголовок. Считается, что заголовок статьи должен быть броским, привлекающим. Иногда, это так, но, думаю, как минимум, заголовок надо делать информативным,  соответствующим содержанию статьи. 
Бывает так, что статья называется «Ревность», а на самом деле она про помощь психолога всем «ревнующим» на свете. Про ревность информации минимум, про успешный опыт конкретного психолога 90% содержания статьи. 

4.    Неграмотность. Множество ошибок делают затруднительным понимание текста. Запятые – это не просто знаки препинания, они, зачастую, сильно меняют смысл написанного. 
Выход один, проверять свой текст. В помощь есть специальные программы проверки орфографии и пунктуации. 

5.    Бездоказательность. Если в статье много спорных утверждений, то читатель начинает их опровергать и внутренне протестовать. 
Отсутствие убедительных доказательств (или каких-либо) создают ощущение поверхностности и несерьёзности, особенно если автор претендует на научность и обоснованность. 

6.    Лозунги и обобщения. Например: «Надо вернуться к настоящему себе, чтобы выполнить своё предназначение. Только в этом случае откроется путь к успеху и процветанию». И так вся статья – ни о чём. 
Лозунги, как мотивация, бывают хороши, но как содержание статьи – просто утомляют, да и непонятно, делать-то что? В народе говорят – много воды. 
Тут всё просто, когда нечего сказать, то и писать не надо, всё равно «воду» читать не будут. 

7.    Стиль изложения. Отпугивает как заумный, так и совсем просторечный. Как будто доярка описывает процесс превращения травы в молоко: сюда трава приходит, отсюда молоко выходит. 
Сравните: «Клиенту пришла картинка мандалы, отсюда мы вышли на работу с прошлым». 
Это статьи из серии «что вижу, то пою», но если Пришвин видел сад на рассвете, то его описание было красиво и эстетично, а изложение «клиент сказал это, а я ему ответила то» –похоже на рассказ подростка о просмотренном фильме. 
Стиль изложения может быть простой, но не надо его делать просторечным. 

8.    Размер статьи. Десятистраничная простыня прочитана полностью не будет с вероятностью 90%, если это не что-то актуальное и очень полезное. 
Оптимальный размер статьи 2-3 странички, может чуть меньше, может чуть больше, но если материала много, то лучше его разделить на несколько статей. 

9.    Наивное хвастовство. Что-то новое сейчас придумать непросто. Когда вижу заголовок «10 новых способов продаж», то понимаю, что они новые только для автора, он их где-то прочитал и решил удивить мир. 
В психологии то же самое, все «новые алгоритмы Пупкина» или «системы развития всего имени меня» на проверку оказываются пустышками. 
Не надо хвалиться изобретением велосипеда, скорее всего, его уже давно сделали до вас. 

10.     Откровенная и навязчивая реклама. Рекламировать себя надо, ссылки в статьях допустимы и правильны, тут речь о другом. 
Например, в каждом абзаце – предложение посетить талантливого и правильного психолога, а в конце ссылочка. Вся другая информация в статье воспринимается, как лишняя, лишь для того, чтобы был текст. 
Если написать одно предложение – «я лучший, приходите ко мне» – то это невозможно разместить как статью, а так есть видимость какого-то содержания. 

Знаю талантливых людей, они умудряются писать ни о чём, но интересно. Таких меньшинство, им не надо соблюдать правила, талант может процветать и по правилам, и без. 
Поэтому, если пока вам есть что улучшать в своих статьях, присмотреться к написанному выше стоит. Если вы уже совершенство, то поделитесь своим опытом.