пятница, 12 сентября 2014 г.

Мифы собеседования


Автор:
Виталий Пичугин  Источник: http://www.nlplife.ru/ 

В последнее время очень много появилось книг, статей, тренингов о том, как успешно пройти собеседование. При наличии важных и познавательных сведений, в этих материалах достаточно мифов, которые созданы скорее для продажи услуг психологов, коучеров, тренеров. 

Попробую разделить то, что действительно важно от пустых мифов. Для этого отвечу на типичные вопросы, которые освещаются в материалах, описывающих процесс подготовки и проведения собеседования.

1)    Какие психологические приемы можно использовать, чтобы побороть волнение и неуверенность перед собеседованием? Как сохранить уверенность в процессе разговора?

В самом вопросе заложено предположение, что перед собеседованием надо волноваться, соответственно с этим волнением необходимо бороться.

Правда в том, что люди волнуются (волнуют себя). Иногда это происходит от неуверенности в себе, наличии прошлого неуспешного опыта, просто привычки волноваться по поводу и без оного. Собеседование может являться таким поводом для волнения, а может и не являться. Тут каждый человек сам для себя принимает решение. Миф в том, что собеседование – это обязательно причина для волнения. А может ли это быть поводом для проявления интереса к процессу собеседования? Согласитесь, интерес это другое состояние, нежели волнение.

И всё же, если человек пока выбирает волновать себя (волноваться), что полезно предпринять. Тут два направления. Во-первых, можно поработать со своим телом, во-вторых, с верованиями, убеждениями.

Начнём с простого. Волнение живёт в теле. Это конкретные проявления: дрожь в руках, ногах, тяжесть в груди, «ватные» ноги, затруднённое дыхание, и т.п.
Такие проявления убираются относительно легко.

•    Три раза глубоко вдохните и выдохните.
•    Сильно напрягите все мышцы тела на десять – пятнадцать секунд, потом расслабьтесь.
•    Если есть возможность, умойтесь холодной водой.
•    Если умыться возможности нет, подставьте кисти рук под холодную воду на одну минуту.

 С верованиями, убеждениями сложнее. Но помогут честные ответы на простые вопросы.
Что самое важное для вас в жизни? Может быть, здоровье, отношения с близкими людьми, забота о детях, саморазвитие и т.п. По сравнению с тем, что для вас действительно важно, стоит ли волноваться по поводу собеседования? Это лишь эпизод в большой жизни.

Были ли у вас в жизни сложности, трудности, которые вы смогли преодолеть? Если да, то чего волноваться по поводу собеседования? Это маленькая сложность, не более.

Насколько вы опытны в своем деле, профессии? В любом случае, какой-то опыт у вас есть. Собеседование – это ещё новый опыт, ему надо радоваться, а не волноваться.

2)    Как вести себя, чтобы расположить к себе собеседника (рекрутера)? Какие жесты, мимика, слова действуют располагающе?

Сразу о мифе, что есть какие-то особые жесты и мимика, или волшебные слова, которые расположат к вам собеседника. Таковых нет.

Правда в том, что надо вести себя естественно, как принято у вежливых людей, которые знают чего хотят. Так же, как вы разговариваете в деловом стиле с другими людьми, так и на собеседовании.
Не стоит излучать дурашливый позитив, но и быть мрачнее тучи не надо. Вы пришли предложить свои знания, навыки, умения, какая особая мимика нужна, чтобы рассказать о своём предложении?

•    Будьте проще, конкретнее, понятнее,  и рекрутеры к вам потянуться.

3)    Какое поведение может негативно настроить собеседника?

Миф состоит в том, что от вашего поведения всегда зависит настроение собеседника. Это не так. Может быть, у человека, который будет с вами беседовать свои большие личностные сложности, а вы не при чём.

Правда состоит в том, что своим поведением можно влиять на собеседника. Как минимум, не стоит портить впечатление о себе. Что сразу может настроить негативно?

•    Неопрятный внешний вид, грязная обувь, несоответствие одежды деловому стилю. Неправильно приходить устраиваться на работу в банк в спортивном костюме.
•    Метасообщение – у мен всё плохо. Это такое общее сообщение собеседнику о неблагополучии, оно может складываться из неуверенных жестов, дрожащего голоса, ответов невпопад.
•    Непонимание, цели прихода на собеседование. Полезно чётко сформулировать, какой результат нужен от собеседования.
•    Ответы не на те вопросы, которые вам задаёт собеседник.
•    Неуместные шутки, юмор, направленный на собеседника.

4)    Как понравиться потенциальному работодателю? Что стоит делать? Говорят, помогает, когда человек ведет себя в похожем стиле, что и собеседник: похожие слова, жесты, открытые позы и т. д.

Миф состоит в том, что обязательно надо понравиться работодателю. Понравится важно на свидании с девушкой. А в деловой сфере другие категории, например: профессионализм, умения, навыки, выгода, прибыль. Я выберу профессионального хирурга, который умеет делать необходимые операции, хоть он будет мне неприятен, как человек. Можно, конечно, выбрать во всех отношениях милого и душевного хирурга, но без всякого опыта. Я против чтобы этот, приятный во всех отношениях человек, набирался опыта на моём теле. Для дела выбирают профессионалов.

Правда состоит в том, что желательно профессионалу ещё быть человеком, который производит благоприятное впечатление.
Что сближает?
•    Разговор на одном и том же профессиональном языке. То есть употребление терминов, именно тех, которые приняты в данной профессии.
•    Соответствие ожиданию. Если от вас ожидают знания стандартных (обязательных) правил, законов, принципов, и т.п., которые необходимы для успешной работы, а вы демонстрируете их наличие, то возникает впечатление – свой человек. По крайней мере, как говорят, «в теме».
•    Подстройка по поведению, это хорошо, только не надо впадать в крайность, то есть просто «обезъянничать», глупо повторяя позы и движения собеседника.
•    Правильная ориентация в ситуации. То есть надо вовремя отслеживать изменения в ходе разговора, чтобы правильно реагировать на них. Например, важно отслеживать темп речи, интонацию, громкость. Не стоит говорить явно громче или тише собеседника, без причины ускорять или замедлять темп речи.
•    Нахождение общего. Например, общего в прошлом профессиональном опыте. Может быть, обучение в ВУЗе, общие преподаватели и т.п.

Это не все мифы и реалии собеседования. Но если вы поняли главную мысль, что любые утверждения о волшебных приёмах прохождения собеседования надо воспринимать критически, видя в них и мифы и полезную информацию, то вы не будете делать ошибок, начитавшись рекомендаций и руководств по успешному прохождению собеседования.